На днях обсуждали, что делать, если в публичном поле внутри компании на тебя или твой продукт, твою команду нападают с высказываниями в духе «зачем вы вообще нужны, давайте вас всех уволим».

Коллективным разумом собрали все мыслимые советы. Были варианты и сразу остановить обсуждение и развивать мысль уже тет-а-тет. И просто согласиться и переспросить: «Окей, если мы принимаем такое решение, ты готов взять ответственность за последствия?»

Хочу поделиться теми методами, которые посоветовала в этой ситуации, и которые использую сама. Они в основном про подготовку к возможным нападкам, но есть и пара поинтов на случай, если нападки уже случились.

  • Готовиться к публичным обсуждениям так, будто от этого зависит твоя шкура. Задать себе все сложные вопросы, подготовить ответы на самое неприятное, запастись контр-аргументами на все случаи жизни. Если с вами потенциально может поспорить аж группа людей, сначала можно устроить прожарку своих идей об кого-то одного из них. Вся эта подготовка — времязатратная штука, но правда помогает сохранять спокойствие и не попадать в некрасивые ситуации.
  • Не выводить пассивную агрессию в активную, как советовала часть участников нашей дискуссии. Допустим, вы вытащили из говорящего его настоящую мысль: «Я не вижу пользы от вас, вы прожигаете деньги компании, лучше бы этот ресурс дали другой команде». Это происходит всё также в публичном обсуждении. Все на эмоциях. Шанс того, что с этой точки ваш публичный диалог будет конструктивным и все сохранят холодность рассудка, критически мал. Как по мне, лучше так не делать.
  • Не важно, удалось вам остановить публичный разговор, или холивар произошел. Уже после этого, когда вы лично остыли, полезно дать честный фидбэк напавшему оппоненту. Например, так и сказать: «Когда ты сказал, что нас нужно уволить, я почувствовал, что годы моей работы могут ничего не значить в этой компании. Мне не кажется, что я заслуживаю такого отношения, и я не уверен, что ты такого эффекта хотел добиться». Это поможет и отпустить ситуацию, и возможно донести ему хотя бы часть идеи, почему так не нужно поступать. Ну и дальше как-то общаться с этим человеком будет проще, когда тайная обида не будет тайной и будет проговорена.
  • Нужно помнить, что нападение на твою работу, продукт или команду — это не нападение на тебя. Да и возможно это вообще не нападение на то, на что кажется. Может автор высказывания просто перенервничал на какой-то почве, или твоя команда сама этого не заметив чем-то его обидела или обделила. Эмоциональных и рациональных причин и поводов может быть миллион. Классный совет, скажете вы, но что делать, когда у тебя уже осталась 1 нервная клетка, и ты уже в этом переплете? Не принимать близко к сердцу у тебя не получится в таком состоянии. Я немало бывала в таких состояниях и обожаю всё принимать близко к сердцу, так что у меня есть ответ. Он снова про подготовку к таким вот публичным обсуждениям, когда не знаешь, в какой момент тебе зададут очень сложный вопрос. Нужно заставить себя отдохнуть перед такой встречей. Перенести задачи, пойти гулять или заняться каким-то еще спортом вместо этого. Почесать котов, поиграть в видеоигры, что угодно, чтобы немного попустило. А прямо перед встречей настроиться и представить, что вы — кот на солнце. Не смейтесь, не я это придумала, меня буквально учили этому в университете. Это был один из самых ценных уроков. Так вот, представьте, что вы — кот, лежащий в лучах солнца. С довольной мордой, неспешно потягивающийся, щурящийся. А теперь представьте, что кто-то такому коту говорит: «Тебя и всю твою команду надо уволить». Что бы сказал такой кот? Наверное что-то вроде, «интересная мысль, подумаю ее позже». И потянулся. Кот не вовлекся бы в конфликт, не повелся бы на агрессию, не потратил бы лишний раз свои бесценные нервные клетки. И потом гораздо спокойнее подумал бы все же про эту идею, что за ней стоит, и наверняка обсудил бы ее с автором без наболевшей обиды. Будьте котом на солнце. 🙂