Ситуация: ты — менеджер. Или, как ни назови, человек, который чем-то/кем-то управляет и решает много вопросиков с другими людьми. А значит, тебе вечно летит куча негатива. Ну всё не так: говоришь не так, фасилитируешь не так, понимаешь не то, на вопросы невпопад отвечаешь, и вообще худший ты на свете человек, если этот фидбэк воспринять буквально.

А всё почему? Потому что редко говорят о хорошем и часто — о том, что болит. Люди радостно вываливают на тебя свою боль, уверенные, что помогут тебе стать лучшей версией себя, и что ты в ответ перестанешь быть одной из их болей. А ты плаваешь в луже негатива. Можно, конечно, звать его «корректирующей обратной связью», но для мозгов наших и нервишек — это негатив, боль, страдания и ощущение, что никто нас не любит.

Вокруг менеджера постоянно шатаются неустойчивые конструкции (стратегии, проекты, а/б тесты, люди в конце-то концов…) и бывает совершенно неясно, а не фигню ли он делает (ведь весь мир всегда готов сообщить: фигню, и не важно, что именно). Чтобы всё же добавить твердости конструкциям и прояснить вопрос с фигнёй, нужно просить у этих же добрых людей со светлыми лицами какую-то осмысленную обратную связь, привязанную к фактам и конкретным действиям.

И вот ты решаешься. И пишешь 10 людям: «Дай мне обратную связь». Что может пойти не так?

Всё.

Ты не сказал, чего ожидаешь и какая конкретно у тебя проблема. Не хватает понимания, туда ли воюешь? Не хватает добрых слов в жизни? На что вообще ты просишь обратную связь? На работы по последнему проекту, в целом по работе, по твоему поведению в личном общении? Чем вызвано твое желание фидбэка: тем, что с тобой в странном тоне начали вдруг говорить, и ты так хочешь выяснить причину? Или разговором с друзьями о том, что на работе тебя не ценят?

Ладно, ты можешь не делиться всей этой вводной информацией и первопричинами с каждым, конечно. Но если у тебя нет задачи собрать максимально разобщенную обратную связь про всё и сразу и просто послушать, что тебе вообще начнут на такое говорить — ограничь тему.

Например:

  • «Дай мне обратную связь на мою работу в последние два месяца»;
  • «Дай мне обратную связь в целом по своим впечатлениям от меня в формате Start, Stop, Continue: что стоит начать делать, что перестать, а что продолжать»;
  • «Мне сейчас сложно оценить свои успехи и нужно внешнее мнение. Если ты считаешь, что в моей работе можно отметить какие-то крутые моменты, поделись своим представлением, пожалуйста. Отсутствие ответа тоже будет ответом, всё в порядке :)»;
  • «Полгода назад я перешла на эту должность, и вот здесь (%ссылка на описание%) мы прописывали ожидания от моей будущей работы и задачи, которые я должна выполнять. Поделись, насколько оно всё совпало с реальностью и хорошо ли то, что в итоге получилось. Чем конкретнее и привязаннее к определенным моментам/действиям будут твои комментарии, тем круче».

И дай человеку возможность подумать. Ты можешь огласить свой запрос на обратную связь на встрече или в рандомной переписке в чате. Но СРАЗУ же укажи, что готов(а) ждать, пока фидбэк сформируется, и форматы, в котором ты готов(а) его принять: текстом или на встрече.

Так что же, нельзя просто кинуть в чат «дайте фидбэка» и просто посмотреть, что получится? Можно, конечно. Если хочется сориентироваться в пространстве в целом, получить какой-то срез впечатлений людей вокруг себя, услышать то, что не рассчитывал услышать и расширить горизонты. Но нужно понимать, что в ответах на такое не будет ни четкого формата, ни общей цели, и можно нагрести негатива или пустой похвалы вида «ну, ты вроде молодец».

Фидбэк получен, что теперь?

Если захочется в ответ на полученную обратную связь огрызаться (ишь чего, до слов докапываются в своем фидбэке!), называть людей токсичными или появится мысль «тьфу, зачем вообще спросил, больше не подойду даже к этому типу», — ты что-то делаешь не так.

Почему? Потому что с обратной связью можно сделать только одну вещь. Принять.

Постараться услышать позицию другого, подумать о причинах и правда ли это он злой буратино, или тебе кажется. А вот что делать с позициями и мнениями — другой разговор. Получение обратной связи не обязывает что-либо делать на её основе (если только не прилетело в приказной форме «исправляй это или уволю»). Так что если услышанное не попадает в твое понимание ситуации и кажется бредом, — отпусти этот бред. Автор его необязательно сумасшедший, просто на сегодня тебе ещё не до конца понятна идея. Может, позже ты услышишь ещё подобное и бред станет как минимум массовым, а как максимум — поводом подумать. Может, наоборот, кто-то мудрый тебя убедит в том, что это мнение не было достойно внимания.

В любом случае, сохраняй спокойствие в момент получения обратной связи. Ты просишь человека высказаться, он высказывается. Он выполняет твою просьбу такой, какой он её получил и так, как он её воспринял. Остается только поблагодарить за выполненную просьбу, даже если высказывание тебе не нравится. Такие дела.

Рекомендуемая литература:

Дуглас Стоун, «Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь».