Я даже на всякий случай уточнила на днях у одной умницы от рекрутмента (привет, Женя!), не знает ли она каких-то секретных для меня книг на эту тему, не даст ли совет. И нет, не знает, не даст. А у нас за плечами у обеих тысячи собеседований, заказчиков, вакансий, мнений.
Выдам вам коротенькую и обобщенную формулу успеха, а дальше сами. Потому что вам предстоит продать не ручку. Вы продаете свои мозги, нервы, поведение, амбиции, время. И как это сделать – никто не знает лучше вас.
Мой вариант формулы в самом общем виде:
- софт скиллз (в базовом наборе – просто умение разговаривать не заикаясь и о погоде, и о спорных моментах в архитектуре)
- понимание рынка (какие компании что дают за какой стэк, на какой ступеньке карьерной лестницы вы находитесь и куда хотите попасть, чего от вас ждут в той или иной компании)
- неумолимая жадность до знаний (менее обязательный пункт, чем остальные, но помогающий, если остальные слабенькие)
- технический уровень (CS, паттерны, способность разобраться в переменчивом стэке, архитектура и проч. А вы думали, будет легко и за HTML будут платить миллионы?).
Как можно заметить, если одного-двух из пунктов не хватает – остальные подхватят. Проверим?
- Технический уровень так себе, к новому тоже как-то не тянет и заставить себя не можете. Зато язык подвешен и знаете, где от вас не ждут чудес в техническом плане. Залог успеха – подготовиться к собеседованию так, чтобы наниматель в вас поверил с первого раза, а не с десятого, и выглядеть на желаемую сумму денег.
- Не хватает понимания рынка и софт скиллз? Жадность поможет прояснить и подтянуть, чего вам не хватает, чтобы претендовать на желаемые деньги. Не хотите/не можете/боитесь о них говорить? Напишите число в резюме и поддакните в ответ на вопрос про него. Но лучше начинайте – бизнес есть бизнес.
- Нет ни софт скиллз, ни гениального технического уровня, но есть жадность и понимание рынка? Так пожадничайте: бегите читать про софт скиллз и подтягивайте знания, нужные в идеальной для вас компании на рынке с возможностями роста и вилкой подходящего размера.
И так далее.
Главное в этом деле – не перестараться.
С одной стороны, софт скиллз помогут как минимум покрасочнее рассказать про свой опыт. С другой – все еще в половине случаев от вас ожидается скорее образ хикки, тыкающего в клавиши в углу, нежели магистра общения и гения разрешения конфликтов. И иногда чрезмерные усилия в самопродаже (особенно если вы используете способы из классических книг, написанных для продажи предметов и услуг, а не людей) могут встать боком: «блин, он такой болтливый, он наших ребят до истерики доведет, они же два слова в день говорят – привет и пока».
Понимание рынка – штука в целом безобидная, пока не рассказываете эйчару, что в контора_нейм платят на 10к больше, а они тут неудачники сидят. Эйчар как правило в курсе рынка ничуть не меньше, а вот вы не в курсе, допустим, что вилку для вас могли бы и поднять. Но как-то больше не хочется – неудачники ведь.
Жадность. Вам 15 лет, а вы супер-мега архитектор с опытом лет эдак в 25, все попробовали, во всем разочаровались. Во всех проектах поучаствовали и решили после блокчейн-бигдата-машин-лернинг-виар-стартапа спуститься с небес на землю и спокойно посидеть в тихой компании. Вам придется доказывать компании, что вы пришли посидеть, отдохнуть, поделать простые задачки и разгладить морщины на лбу. А не чтобы выжить весь имеющийся состав разработчиков, загнобить COO, перелопатить роадмап и разрушить и перестроить все на своем пути.
Технический уровень. Не зазнавайтесь: ваша незаменимость в рамках одной компании может оказаться бесполезной в другой. Продать себя как мега-архитектора – это приятно. Но когда ваш очередной блокчейн-бигдата и проч стартап закончится – вполне вероятно окажется, что вне его рамок вы или слишком сильны (и не готовы посидеть и разгладить морщины), или уже никому неинтересны так, как раньше.
Количество повторений слов «софт скиллз» в этом посте зашкаливает. Где учиться-то?
Вы не поверите, можно по книжкам, если при контакте с людьми все совсем плохо. Подход примерно такой же, как в обучении программированию. Не читайте эти книжки как унылую бизнесовую литературу: останавливайтесь, анализируйте, представляйте, где и как это применить, да хоть сценки разыгрывайте, и – применяйте.
Не бойтесь людей, люди боятся вас сильнее. Лучше ставить эксперименты и учиться общаться лично.
Где брать эти книжки:
– общую свободу выражения и способность на сложные и интересные конструкции (а также «начитанную» грамотность в комплекте) вам подарит и художественная литература, особенно классика (необязательно русская, старые переводы иностранной не хуже)
– издательства МиФ и Альпина уже наштамповали кучу переводов и русскоязычных книг об общении, конфликтах, работе в команде и даже и продажах, если вам все-таки не терпится продать себя как ручку, а не как человека. В первую очередь полезнее читать книжки русскоязычных авторов – удивительно, но они как правило пишутся ребятами, работающими с менталитетом выходцев из СНГ, а не из Японии или США. Так что их опыт для вас ближе всего.
Где брать понимание рынка: следующий пост планируется как раз как основа для этого понимания, так что можно здесь. А кроме – читайте профессиональные чаты, комментарии в статьях по работе или о работе в компании M , следите за актуальными вакансиями.
Где брать жадность, если ее нет: попробуйте заставить себя (найдите стимул) и/или меняйте сферу применения попыток пожадничать.
Где брать технический уровень: не мне вам рассказывать про списки литературы и ресурсов по CS, про постоянную практику, про поиск и решение сложных задач, про готовность и интерес к переменам и проч.
Что в итоге?
Мы вроде как вывели универсальную формулу, но она настолько общая, что сводится к “будьте молодцом”. Так что никакой формулы нет, фьить-ха.