Итак, мы уже много раз проговорили, что на каждый товар есть свой купец. Уж извините за такие выражения, однако не зря все это действо называется рынком труда.

Вернемся к теме: работа есть для всех. Для некоммуникабельных тихонь и ультраобщительных компанейских товарищей, для совсем джунов и таких мощных архитекторов, что задачи их уровня есть далеко не везде. Для многозадачных и однозадачных, для любителей тихо писать код и для амбициозных вонна би тимлидов.

И, конечно, работа, а точнее бюджет, есть и для тех, кто хочет продать себя подороже рынка. К слову, даже ультра-продажничество не всегда сработает: часто в компании есть специально обученные люди вроде директоров, которые завернут вас вместе с вашими амбициями, если ваш единственный мотиватор – вагон денег. Се ля ви.

Итак, вы вышли на тропу войны за максимальный уровень дохода. С чего начать? С того, что за плохой товар никто не станет хорошо платить. Вот вам несколько мыслей о том, что считается хорошим товаром на рынке труда программистов:

  • Отличная база: и математическая, и в Computer Science. Даже если вы пилите анимации на фронтенде, база всегда пригодится, повысит шансы на собеседовании и поднимет вашу цену.
  • Крутая база плавно перетекает в «слежу за актуальными веяниями в своей сфере» и тему архитектуры. Это один из путей: всегда приятно, когда миддл спорит за функциональное программирование и определенный стэк на собеседовании, если у него есть аргументы.
  • Английский. Тут вам и билет на трактор, и плюс к зарплате в международных компаниях, и вообще больший пул вакансий. Учите английский и обрящете. Практикуйтесь с носителями, езжайте в отпуск в страны, где он среди основных. Переведите на английский свое окружение: от языка ОС до книг и сериалов.
  • Умение делиться знаниями. Я уже писала, что разработчики лидеры по обмену знаниями, но всегда звездочками светятся те, у кого это хорошо получается. Если вы видите, что можете помочь младшему коллеге что-то новое усвоить, – помогите. Если вам есть, чем поделиться с абстрактным слушателем, – делитесь. Блоги, ютуб и соцсети для объединения и распространения всего этого давно придумали. Хромает слог или речь? Пройдите курсы, почитайте обучающие рассылки по правильным текстам. Делитесь знанием, стройте целую сеть своих слушателей.
  • Взаимодействуйте с сообществом: не делом (визитом на конференцию или выступлением), так словом в соцсетях, многочисленных чатиках, на профильных форумах. Миддл, с которым вы будете спорить из-за архитектуры его приложения, через пару лет может оказаться тимлидом-управленцем, который вспомнит о вас. Заводите контакты.
  • Ну и вишенка на торте, которая на самом деле присутствует почти во всех предыдущих пунктах: селф-брендинг. Выполнив предыдущие пункты вы создали яркий личный бренд, осталось только привлечь к нему как можно больше людей. Сплетите сети из своих контактов, расставьте их вокруг соцсетей и гитхаба, сядьте посередине и ждите, когда HR-ы побегут показывать техлидам ваш блог на английском и радоваться, что контакты не надо искать. Показывайте себя профессионалом, но не машиной, – увлечения, интересы и картинки с котиками совсем не лишние. Вы человек, вы спец, вы молодец. 🙂

P.S. Само собой и нерелевантных предложений вы будете получать на порядок больше, когда сплетете паутину между всеми вашими упоминаниями в сети. Тут ваш выбор: относиться философски и отвечать отказом/игнорировать чуть ли не ежедневные странные письма или устраивать войну каждому безграмотному рекрутеру. Но лучше первое: рекрутеры имеют свойство расти, и, как и почти все в менеджменте, довольно злопамятны.