Начнем с предыстории. Я много и давно работаю с людьми, меняющими профессию, и обычно пишу для джунов. Но недавно меня как-то разом попросили о ревью резюме несколько очень опытных ребят, один из которых хочет перейти из разработки в управление продуктом. И тут я подумала: мы же все немного джуны, когда в принципе меняем работу. А уж тем более когда шагаем в соседнюю сферу, какими бы супер-профи мы ни были. И есть штука, которая позволяет этот шаг сделать легче и «допродать» себя там, где не хватает соответствия формальным требованиям вакансии. Эта штука — мета-компетенции.

Есть много определений слова «компетенция» и множество типологий и способов разделения компетенций по группам. Но давайте на сегодня договоримся о простых определениях. Компетенция — это навык, способность успешно воспроизводить некое действие с ожидаемым результатом.

https://s3-us-west-2.amazonaws.com/secure.notion-static.com/0472b3f9-d403-4083-9df6-07c4d481100e/Untitled.png

И у человека есть:

  • Социальные компетенции. Навыки общения: как с помощью слов, так и без них (с помощью жестов, языка тела или внешнего облика в целом).
  • Когнитивные (познавательные) компетенции. Работа с информацией: ее поиск, обработка, выводы на основе.
  • Функциональные компетенции. Это необходимые для конкретной должности навыки, которые можно условно приравнять к hard skills.
  • Мета-компетенции. Они находятся на стыке предыдущих видов компетенций, не зависят от конкретной должности и могут пригождаться в самых разных профессиях. И мы все даже знаем их имена: коммуникабельность, эмоциональный интеллект, обучаемость, ответственность, усидчивость

Видите бессмысленный унылый список личных качеств из резюме? И я вижу. Но при этом качества важные и нужные, вопрос, как их сформулировать и презентовать, чтобы стало осмысленно.

Тут хочется пошутить, что у меня есть мета-компетенция находить мета-компетенции. Потому что я уже писала о том, как в своем первом резюме придумала проиллюстрировать усидчивость, чтобы это было не пустое слово, а нечто вещественное, доказуемое и наглядное.


Давайте посмотрим на перечисленные мета-компетенции и поищем их в собственном опыте. Предлагаю на каждый пункт и вопрос сделать себе мини-заметки по конкретным рабочим ситуациям из вашего опыта:

Коммуникабельность. Способность договариваться и сотрудничать. Способны ли вы договориться в сложной ситуации? А не в сложной, но с толпой людей с разными мнениями и желаниями? А публично выступать? А управлять собранием и делать общение продуктивным для всех? А управлять людьми и решать конфликты в команде под собой или вокруг себя?

Эмоциональный интеллект. Способность понимать чужие и собственные эмоции и использовать это понимание. Контролируете ли вы собственные эмоции, даже когда тяжело и сложно? Способны ли вы к самомотивации в не самых позитивных обстоятельствах? Понимаете ли вы, что чувствуют, чего хотят другие люди? Умеете ли вы использовать это в своих интересах?

Обучаемость. Способность изучать новое и быть к нему в принципе открытым. Как быстро вы разбираетесь в новой информации? Были ли случаи, когда приходилось делать это в авральном режиме, и все получалось? Были ли случаи, когда вы осознавали, что ваше старое представление было неправильным и меняли мнение согласно новым вводным?

Ответственность. Способность брать на себя важные задачи, отвечать за собственные слова и действия, а иногда и за слова и действия того парня. Какие задачи вы взяли на себя и отвечали за них, хотя никто вам их не ставил? Какие у вас есть примеры выполненных в срок задач? А выполненных в срок вопреки всем преградам мира и куче сложностей, возникших на пути? Какими методами вы этого достигли? Что именно вы сделали для того, чтобы ваше обещание выполнить задачу сбылось не смотря на вашу или чужую лень, забывчивость или просто ошибки? Что вы делали в случае обнаружения собственной ошибки, как исправляли ее или ее последствия?

Усидчивость. Способность не терять концентрацию на рутинных задачах. Даже если вы самый творческий и активный на свете человек, рутина все равно существует в вашей работе. Как вы с ней справляетесь? Какие задачи помогла выполнить ваша усидчивость и сохраняемая вопреки рутинности внимательность? Что вы получили или обнаружили благодаря этому?

На этих пунктах список мета-компетенций, которые у вас могут быть, и нужных работодателям, не заканчивается. Продолжайте поиски, выделяйте из своего опыта универсальные навыки, примеры, ситуации, успех в которых вы способны воспроизводить.


А теперь попробуйте ответить на пресловутый вопрос «Расскажите о себе» не в формате «родился, учился, работал», а используя ситуации из вашего мини-конспекта. Потому что когда мы меняем сферу деятельности, да и в принципе меняем работу, старый опыт сам по себе — не всегда самое увлекательное. Интересной частью становятся универсальные навыки, которые пригодятся всегда и везде. Или как минимум в некотором пуле профессий.

Вы менеджер? Отлично, вам наверняка нужно быть коммуникабельным, ответственным и на всякий случай оставаться на связи круглосуточно. Все это вы можете уметь и демонстрировать и не будучи менеджером.

Вы разработчик? Круто, куда же вам без обучаемости, все той же ответственности, иногда усидчивости и, спасибо командной разработке за это, коммуникабельности. И опять же — все эти качества, развитые в той или иной степени, у вас уже есть, даже если вы не разработчик.

Вернемся к «Расскажите о себе». Сразу дисклэймер: учителя, проджект-менеджеры, мастера маникюра, филологи и программисты (а также программистки и т.д.) — прекрасны и восхитительны все и разом в любой своей ипостаси.

Допустим, у нас есть Вася, учитель младших классов, который хочет стать менеджером проектов. Обычно Вася рассказал бы о себе так: учился в педвузе; N лет проработал преподавателем младших классов, возможно даже как-то карьерно рос; решил стать проджектом.

Но если Вася посмотрит на свои мета-компетенции из прошлого опыта, рассказ получится совсем другой, ведь он:

  • Умеет работать с людьми всех возрастов и весьма конфликтными (шалящие дети и их непростые родители, другие преподаватели и начальство).
  • Умеет завладеть вниманием и управлять оравой семилетних детей — значит как-нибудь справится и с небольшой группой айтишников.
  • Точно в курсе про дедлайны и большие объемы работы на нем одном, ведь домашних заданий всегда буквально килограммы.

И в итоге ответ на вопрос вдруг зазвучит как: «Я работал учителем младших классов, так что раз я смог договориться и с охранником, и с Петей, чуть не разбившим нос Паше, и с их родителями, — кажется я смогу договориться и в более простой ситуации. А еще это был вечно горящий проект, ведь всегда есть новые трудности и новые задачи. А еще новые домашние работы, разработка новых уроков, — так что я не боюсь пожара, я к нему привык». И так далее.

Или, допустим, есть Маша, которая отучилась на филолога, а работать стала мастером по маникюру. И в какой-то момент решила пойти в программисты. Стандартный рассказ Маши «о себе» будет примерно таким: училась на филолога; на последнем курсе пошла подрабатывать в маникюрный салон; на самоизоляции попробовала курс по программированию, — и вот она здесь.

А теперь добудем мета-компетенции:

  • Учиться на филолога и доучиться — непростой квест. Нужно много (прям МНОГО) читать и анализировать, еще читать и еще анализировать.
  • Под предыдущий пункт явно пригодились усидчивость и способность к концентрации внимания, как и для обучения и работы в маникюрном салоне. Пара лишних движений уставшей от монотонии рукой, — и маникюр испорчен.
  • Ну и кажется у Маши все круто с обучаемостью и открытостью новому, раз у нее все получается в трех таких разных сферах.

Какой ответ на вопрос мы получим, использовав мета-компетенции: «Я получила красный диплом филолога и подрабатывала мастером маникюра, так что если кто-то что-то знает об усидчивости и терпении, когда что-то не выходит — то это я. На самоизоляции решила, что изучения языков и культур людей из прошлого мне недостаточно, и можно изучить еще и языки будущего. Попробовала языкпрограммированиянейм — и завертелось».

Мета-компетенции и различные их иллюстрации могут войти и в резюме, и в сопроводительные, и в ответы на разные вопросы на встрече. Попробуйте для себя ответить на вопрос «Расскажите о своем провале» так, чтобы продемонстрировать в ответе мета-компетенцию. Формулировки могут быть более или менее формальны, чем в примерах выше по тексту, — все зависит от вас, ситуации и вакансии.

Мы все представляем собой куда больше, чем микс из должностной инструкции с прошлого места и абстрактной приветливости, нужно только это использовать.