Как оценить себя уже начавшему карьеру человеку и как определить, джун ты, миддл или синьор?

Часто самое главное в этой оценке: понять, кто ты из триады джун-миддл-син.

Официальная градация, пропагандируемая работными сайтами, и на которую опираются чаще всего, выглядит так:

  • 0,5-1,5 года реального опыта = джун
  • 1-3 года = миддл (на протяжении этого времени вы называетесь миддлом)
  • 4-6 лет = синьор
  • По факту чаще всего эта градация ничего не значит.

Я уже писала о градации, где фигурирует слово “специалист” – вот этот пост, он объективно ближе к реальности.

Нередко ребята с четырьмя годами опыта сидят на уровне, не дотягивающем до миддла, и далеко не всегда это только их вина. Простые задачи и говнокод в компании спокойно прививаются начинающему как норма, и если его потом не переучивают, – всё очень плохо. Самому вот так просто взять и переучиться – это потратить почти столько же времени, сколько на обучение.

Точно так же, бывают и те, кто за 3 года обгоняет по качеству знаний и кода синьоров с шестилетним опытом. Всё индивидуально, помните об этом.

Окей, Вероника, скажете вы, так как всё-таки оценивать, если всё индивидуально, а градация редко совпадает с реальным опытом?

Давайте разбираться, что такое джун, миддл и синьор.

Джун. Начинающий разработчик (или не разработчик, в принципе эта триада применима к любой профессии в IT), сам справляется с маленькими задачками, но постоянно нуждается в помощи, код ревью, и сам сложные задачи никак не осилит. Ну то есть осилит, но вместо дня потратит на них месяц, а это никому не надо.

Какой звоночек может помочь понять, что вы со своими тремя годами опыта всё ещё джун и гордую приписку “Middle” следует убрать? Очень просто: вы покажете код, сделаете тестовое, или напишете немного кода прямо во время собеседования, а потом вам откажут из-за качества кода. Требуйте фидбэк, на уровне джун-миддл это особенно важно, техспециалист в нём никогда не откажет, и развёрнуто ответит, как стать лучше.

Как понять, что вы уже не джун? Вы справляетесь сами. За вами уже не  надо постоянно править код, вы потихоньку тянетесь к реально сложным задачам и иногда консультируете младших коллег. Примерно так. Или можете поступить проще: найдите старшего разработчика из вашей области и попросите оценить ваш уровень. Желательно совпадать по стэку, хотя бы по основным технологиям, не просите спеца по ангуляру оценивать ваш синьорский реакт. Он может, но лучше пусть кто-то другой этим займётся.

Миддл. Смотрите выше, почти самостоятельный и имеющий необходимые базовые знания разработчик. Да, говнокод может иметь место всегда. Но тут есть надежда, что вы быстро разберётесь, что делаете не так, и исправитесь тоже оперативно.

Как понять, что вы переросли своё звание? Ваши задачи примерно на порядок (или даже больше) сложнее тех, что вы делали на старте (джуном). Начинали с элементарной вёрстки, а сейчас делаете сложные веб-приложения на любимом фреймворке? Или фреймворками особо не увлекаетесь, потому что каждый день заново изобретаете сложные графики в D3? Уверенно руководите командой разработчиков, среди которых далеко не всем постоянно нужна помощь? И так далее. Реально сложные задачи, руководство (выбором стэка технологий или командой, – не так важно), ощущение того, что у вас есть экспертиза, к которой прислушиваются. Привет, вы что-то вроде синьора.

Синьор. Ваша самостоятельность ещё не абсолют, и никогда не будет абсолютом, таков уж увлекательный мир программирования. Но вы действительно эксперт, вас действительно слушают, ваши предложения могут быть применены в архитектуре приложения, ваше время ценнее времени начинающих, ваши идеи по оптимизации работы на вес золота.

Это не значит, что идеи младших никто не слушает. Но у них обычно не хватает экспертизы, понимания, опыта работы в тех или иных условия, с теми или иными технологиями.

Как бы это объяснить. Допустим, мы покажем школьнику младших классов сложное уравнение. Он посмотрит на него, подумает, и выдаст ответ, который как-то для себя посчитал, не зная материала старших классов. И ответ может даже быть верным, интуитивно или совсем случайно, или может он заглядывал на последние страницы учебника. Но это не значит, что у него есть  понимание и аргументы, доказательства в защиту этого ответа. А вот у старшеклассника уже есть.