Q: Может ли вообще джун вырасти на удалёнке? В офисе даже банальные разговоры у кофемашины позволяют узнать что-то новое, а на удалёнке взаимодействия вне выданных задач почти нет.

A: Может. Сперва минутка предыстории.

Моя первая работа была удалёнкой. Я сама была джуном, правда, от мира проджект менеджмента. Но довольно быстро, тоже с нуля, перешла в HR, – и взять на себя это было больше некому, и предрасположенность была, и уже эйчарское положение в команде. Когда у кого-то были проблемы, я узнавала об этом раньше и чаще, чем руководитель проекта или тимлид. Как-то так сложилось. Я искала людей на удалёнку, брала джунов и пристраивала к старшим. Так что и сама росла на удалёнке, и на рост других насмотрелась.

Расти на удалёнке сложно. Нужно, чтобы к вашему упорству и типичному для разработчика самообучению, прилагались и внешние факторы. Постараюсь их описать на опыте, который видела сама, возможно есть и другие варианты.

  1. Отлаженные процессы в компании. Удалёнщики могут годами держаться на личной ответственности каждого участника, но рано или поздно система даст сбой, если хоть один процесс идёт не так, как должен. Такое я тоже уже видела не единожды, не всегда сбой затрагивает джунов и миддлов, но частенько заканчивается пересмотром общей политики компании. Например, компания вдруг осознаёт, что не готова тратить ресурсы старших на медленное развитие младших. И этих джунов и миддлов сокращают или ещё сильнее замедляют их развитие тем или иным способом. Sad but true.
  2. Отдельным пунктом выделим процессы адаптации, развития и мотивации в компании. Хороший процесс адаптации = новичок быстро вливается и чувствует себя увереннее, для джунов это особенно важно. Отлаженный процесс развития = выделенное время наставников для младших, растущее из нормальной оценки сроков и своевременного решения проблем. О мотивации немножко будет в следующем пункте.
  3. Личная заинтересованность старших разработчиков в вашем развитии. Тут сердцу не прикажешь, но нередко встречаются тимлиды, охотно берущие на обучение новичков и активно вкладывающие в них даже своё свободное время. Тем самым вышеописанные разговоры у кофемашины заменяются разговорами по скайпу в нерабочее время обо всём и ни о чём: о задачах, о погоде, о развитии, о том, что у кого на ужин. Иногда эта заинтересованность дополнительно мотивируется и поощряется со стороны компании, но только на бонусных деньгах реального участия в судьбе падавана не получится. В офисных условиях всё получается само собой: вы постоянно рядом, привыкаете и притираетесь друг к другу, так что интерес к развитию растёт из некой симпатии. А симпатия при личном общении появляется куда быстрее и проще, чем при дистанционном. И тайным кунг-фу дистанционной дружбы (товарищества, симпатии, вы поняли) владеют очень немногие.

Можно ли наверняка узнать, есть ли все условия для роста новичков в конкретной компании? Нет, нельзя. Но всегда можно узнать как можно больше: найдите и спросите тех, кто там работает, как всё устроено.