Интернет по первому же запросу предоставит вам 1000 и одну рекомендацию, как их писать и формулировать. Увы, обычно на одну рекомендацию даже от лучших ресурсов приходится количество воды, равное объёму олимпийского бассейна. Так что мы поговорим о самых общих, обязательных и полезных вещах, включение которых в сопроводительное точно не повредит.

  • Вы можете недостаточно хорошо вычитать резюме, но сопроводительное, не важно, на hh или отправленное на почту компании, должно быть вычитано идеально. Избегайте ошибок, поставьте красивые кавычки и тире вместо дефисов, или просто поставьте раскладку Бирмана и пишите красиво всегда.
    • Подсказка. Вычитайте резюме на предмет таких странностей, как «умею “гуглить”», – в умении ничего плохого нет, а вот в этих кавычках вверху – есть. Или Google как название компании и поисковика, или гугл как нарицательное для источника знаний и ответов на вопросы, забудьте про остальные вариации, не заключайте название компаний в кавычки, если речь не идёт об ООО “Рога и копыта”. Если просто: у любой компании есть имя “по документам” (ООО “Рога и копыта”), и есть имя для печати и разговорной речи (Предприятие рогокопытных). Давно вы слышали, чтобы в разговоре без обсуждения документов название компании сочеталось с ООО? То-то же.
  • Персонализируйте. Обращаетесь вы к компании или к известному вам лицу, которое её представляет, сделайте письмо нацеленным именно на них и ни на кого больше. Даже одно предложение, подставленное в шаблонное сопроводительное, может всё перевернуть.
    • Зачем? Привлеките внимание, покажите заинтересованность в работе именно в этой команде и банальную внимательность к деталям, которая в IT никогда не бывает лишней. Заодно повысите число ответов и качество фидбэка, так как отношение HR’а может стать более личным.
    • Пример письма к компании. “Всегда мечтал работать в Яндексе, такие у вас крутые толстовки! Особенно понравилась разработка с карманом под ноутбук на груди, очень классная штука, уже купил себе такую”.
    • Пример письма к представителю компании. Допустим, вы стучитесь в небольшую студию, у которой в разделе Карьера на сайте указано, что у них один HR, указаны имя-фамилия и фото. Тут можно пойти двумя путями: просто обратиться по имени или немного погуглить про человека. Вы можете найти точки соприкосновения, и в итоге получится что-то такое: “Марина, добрый день! Прежде, чем я расскажу, какой я замечательный специалист, хотел бы отметить, что моей жене очень понравились ваши валяные игрушки. Она тоже занимается валянием из шерсти и будет рада связаться с вами для обмена опытом”
    • Бонус: можно расписать наличие/отсутствие или качество опыта по требованиям в вакансии, этим вы поможете HR’у не анализировать ваше возможно кривенькое резюме на эту тему.
  • Соблюдайте правила деловой переписки. Никто не мешает отпускать шутки, но делайте это без тонны смайликов и грамотно. Если вы не уверены, что сможете составить письмо с шутками-прибаутками правильно и по-деловому, лучше без шуток. Если вы считаете себя главным комедиантом на деревне, можете использовать стилизованные картиночки, котика с умильными глазками, просящего о фидбэке и всё в этом духе. Но лучше НИКОГДА не делайте так относительно больших и старых компаний, особенно из госсектора или сириуз бизнеса. HR’у вы может и понравитесь, но не пройдёте дальше него из-за своей несерьёзности.
    • Подсказка. В деловой переписке можно использовать смайлики (1 на письмо, не более), но есть два негласных правила:
      • Если вы первым пишете смайлик, и на него не отвечают тем же, больше не пишите. Так никто не уйдёт обиженным, и даже самый серьёзный человек на планете не сочтёт ваше поведение неправильным.
      • Если вам пишут смайлик, ответьте тем же, если, конечно, это совпадает с тоном вашего общения. Под смайликами подразумеваются исключительно улыбочки, конечно. 🙂
  • Рассказывайте (и подробно!) о достижениях, а не обо всём сразу. Просто на примерах объясню:
    • Пример: “Неплохо составляла презентации в PowerPoint, пользовалась Excel” меняем на “За 10 минут запросто создам крутую презентацию в PowerPoint, а  Excel’ем владею лучше, чем мама-бухгалтер”. Конечно, так следует писать только о правде или капелюшечку её приукрашивая, а то ведь с вас спросят. 🙂
    • Пример: “В начале карьеры разрабатывал бэкенд высоконагруженного приложения” меняем на “ещё будучи начинающим разработчиком писал бэкенд-часть highload проекта, в итоге до сих пор мой код с 10 000 запросов в секунду запросто справляется”
  • Цель: не только сказать “я такой классный”, но и кратко обосновать, почему, и что ты сделал, чтобы быть классным. Отлично, если с цифрами.