Самая простая причина отказа

Почему вам отказывают самым странным образом

О ней почти никто и никогда не напишет и не скажет вам прямо. Вот она: вы лично, как человек, а не специалист, не подошли собеседующему или команде. Почему не напишет и не скажет? Потому что это обидно, потому что это часто не имеет прямых оснований, не доказуемо, а значит легко опровергается и приводит к скандалу.

Откуда такая причина берется:

  1. Даже без всяких умных книжек, которые я сейчас упомяну и на которые буду ссылаться, многие компании рано или поздно приходят к мысли (и задолго до появления этих книжек, конечно, тоже приходили), что если на собеседовании ЧТО-ТО смутило в человеке лично – проще отказать, чем потом расхлебывать. Случается такое нечасто и обычно все же сопряжено с недостаточным техническим уровнем, но каждый случай сильно смущает малоопытных интервьюеров. Они не понимают, что можно из-за этого отказать, и не считают причину достаточной. Тем не менее, часто такая политика появляется уже после приобретения горького опыта.
  2. Все, кто хочет работать и нанимать всерьез и надолго, не работают с мудаками. Есть чудесная книжка про это, так и называется – «Не работайте с мудаками». Слово грубое, но подходящее: имеются в виду отравляющие жизнь, треплющие нервы коллегам и подчиненным, идущие по головам и ведущие всяческую нечестную и неприятную игру сотрудники. В той же книжке упоминаются опции, когда работа с таким человеком возможна и ради чего это все можно терпеть. По сути только благодаря этим опциям подобные люди находят работу после достижения определенного уровня неприятности характера. Или благодаря тому, что наниматель не заботится о сроке работы и состоянии остальных сотрудников в компании. 🙂
  3. Непосредственно мысль про «не нравится – не бери, и без вопросов» есть в книжке «Кто: решите вашу проблему номер 1», которая вообще про мотивацию конкретных кандидатов уровня топ-менеджмента, а не про приязнь и неприязнь, хотя казалось бы. А пишет эту книжку эксперт в области найма, который зарабатывает на том, чтобы его кандидатов принимали на работу. Но знает, что замена вызвавшего сомнения всем обойдется дороже.
  4. Не попадание в ценности компании: допустим, в компании есть негласный девиз «расти или умри», а вы любите сидеть тихонько в углу и растете только в хобби, но не в работе. Кажется, вам будет непросто сработаться.
  5. Не попадание в уровень мотивации (см. книгу «Лидер и племя»): устоявшийся коллектив компании, допустим, делает лекарство от рака. Довольно трудно не фанатеть при такой глобальной и общеполезной задаче от каждого успеха на пути к цели. Вся команда летит на работу на крыльях, а с работы уходит с сожалением, болеет за каждую задачу и с размахом празднует каждую ремиссию испытуемых. Вы же при этом отличный специалист, но создание лекарства от рака вас просто не интересует. Зато интересует личный успех и личный комфорт, – ведь все остальные не отличные специалисты. Вы – не упомянутый выше «мудак», у вас просто другая мотивация, которая в данном кейсе граничит с неприемлемым поведением и просто не подойдет компании.
  6. «Правило 20 секунд»: говорят, в первые 20 секунд приходит понимание, будешь ты с этим человеком работать, или нет. Утверждение довольно спорное, это работает так далеко не всегда и не у всех, но все же право на жизнь имеет. Тут тоже нет никакого основания, кроме смутного ощущения, которое решает вашу судьбу. И это не плохо: люди работают с людьми, и пытать друг друга не сошедшимися характерами и взглядами (даже если вы делаете лекарство от рака) смысла не много. 
  7. «Пивной тест» – аналогично 20-секундному, «Стал бы я с ним пить?» Как можно заметить, штука еще более субъективная. 🙂

Что в итоге?

Иной раз вам могут без достаточных оснований с технической точки зрения отказать из-за личной составляющей. Если вы при этом не злодей (да даже если и злодей) – ничего страшного в этом нет. Так бывает, это нормально.

Если же отказывает «Компания Мечты» – что мешает вам настоять и еще раз сказать им, как хочется у них работать? Может лед растает из-за объяснения сомнительного момента в собственном поведении или просто правильного слова внимания в адрес компании? И вы как минимум расстанетесь друзьями, а не осядете в списке кандидатов с пометкой «все вроде неплохо, но какой-то странный».